Array ( [SESS_AUTH] => Array ( [POLICY] => Array ( [SESSION_TIMEOUT] => 1440 [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0 [MAX_STORE_NUM] => 10 [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0 [STORE_TIMEOUT] => 525600 [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600 [PASSWORD_LENGTH] => 6 [PASSWORD_UPPERCASE] => N [PASSWORD_LOWERCASE] => N [PASSWORD_DIGITS] => N [PASSWORD_PUNCTUATION] => N [LOGIN_ATTEMPTS] => 0 [BLOCK_LOGIN_ATTEMPTS] => 0 [BLOCK_TIME] => 0 [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной. ) ) [SESS_IP] => 34.230.68.214 [SESS_TIME] => 1711650992 [BX_SESSION_SIGN] => 8c5d1328a902adb12833e7ac01f334af )
Размер шрифта: Маленький Средний Большой Цвет сайта: Ч Б С
Обычная версия

Array ( )
01 июня

«Сказка о попе и о работнике его Балде» ко Дню защиты детей

«Сказка о попе и о работнике его Балде» ко Дню защиты детей
Место проведения:
Лосино-Петровский, пос. Биокомбината, Дом культуры

Схема проезда

ПРЕМЬЕРА СЕЗОНА 2020-2021

Музыкальное приключение для чтеца и оркестра
по сказке А.С. Пушкина
на музыку С. Плеханова

«Сказка о попе и о работнике его Балде» — одно из самых веселых и остроумных произведений Александра Сергеевича Пушкина. Как «обежать около моря», «поднять сивую кобылу», договориться с бесенком, живущим на дне моря? Артисты и создатели спектакля Московской областной филармонии поделятся со зрителями самыми полезными «лайфхаками»!

Музыкальное приключение ждет зрителей 1 июня в Доме культуры пос. Биокомбината (г.о. Лосино-Петровский). Начало в 16:00. Спектакль приурочен ко Международному дню защиты детей.

В исполнении чтеца Данилы Гнидо зрители услышат историю о находчивом Балде, жадном попе, хитрой попадье и наивном маленьком чертенке, о ловкости и доброте, а также интересные факты о написании этой (самой спорной) сказки Пушкина. Актер-мим Яков Ермолаев выступит в роли рыночного Петрушки, покажет невероятные трюки и пантомимические этюды.

Сказка зазвучит по-новому благодаря музыке композитора Сергея Плеханова, созданной специально для спектакля. Сергей Александрович Плеханов — член Союза композиторов России, преподаватель по классу баяна (аккордеона), он великолепно знает особенности народных инструментов. Композитор написал это произведение для Государственного академического оркестра солистов «Русские узоры» Московской областной филармонии.

Это оригинальная современная музыка, стилизованная под народную, эпизодически в нее ловко вплетены цитаты. Например, один из ярких моментов партитуры — мотив знаменитой песни «Эй, ухнем». Он звучит, когда Балда дает чертенку задания, с которыми тот не справляется.

Художественный руководитель и дирижер оркестра «Русские узоры» Илья Рейбарх: «Идея сделать сказку со специально написанной для нее музыкой появилась у художественного руководства Московской областной филармонии. Я сразу ухватился за эту идею и предложил композитора Сергея Плеханова, с которым у нас давний творческий союз. Слушая и исполняя музыку, которую Сергей Александрович написал для “Балды”, возникают ассоциации с Игорем Фёдоровичем Стравинским. Его знаменитые балеты “Жар-птица”, “Петрушка” и “Весна священная” стилизованы под фольклорные мотивы, тем не менее это яркие авторские сочинения. Музыка Сергея Плеханова непростая, новаторская, но очень образная, точно следующая за текстом. Со словами Пушкина всё становится на свои места».

Спектакль открывает вступление, где Илья Рейбарх рассказывает зрителям о лейтмотивах и тембрах. Артисты оркестра показывают свои инструменты: как традиционные (баян, балалайка), так и редкие (флексатон, рубель, жалейки). Когда-то театральный режиссер Наталия Сац, которую называли «матерью детских театров мира», придумала познакомить юных зрителей с инструментами симфонического оркестра и обратилась к Сергею Прокофьеву, а он с удовольствием написал сказку «Петя и волк» (1936). Британский композитор Бенджамин Бриттен создал «Путеводитель по оркестру для юных слушателей» (1945). А «Сказка о попе и о работнике его Балде» на музыку Сергея Плеханова — это аналог для оркестра народных инструментов!

Режиссер постановки — Олеся Невмержицкая, лауреат молодежной премии «Триумф», участница фестивалей «Территория», «Театральный альманах», «Золотая Маска», «Маршак». Она занимает в театральном действии и музыкантов. Например, в одной из сцен актер-мим протирает шваброй дирижера. А артисты оркестра помогают Балде вернуться из сказочного мира чертей в реальный мир «попова дома»: эта драматургическая задача связана с историей сочинения. Интересно, что А.С. Пушкин во время знаменитой Болдинской осени записал эту сказку мгновенно, она появилась буквально из ниоткуда. Поэт не публиковал ее, понимая особенности цензуры. Даже после смерти Пушкина она печаталась с большим количеством исправлений. А в изначальном варианте читатели узнали эту сказку только в XX веке. Скорее всего, поэт сделал лишь эскизы, к которым не успел вернуться. Например, переход, когда Балда забирает оброк и возвращается назад, никак не описан. И здесь создатели спектакля придумали хоровую вставку: мужская часть оркестра «Русские узоры» исполняет казачью строевую песню, переходя вместе с Балдой в заключительную сцену.

Илья Рейбарх: «Оркестр народных инструментов — это универсальная площадка. Он может исполнять и классическую музыку, и современную, и фольклорную, а наш оркестр “Русские узоры” может и в хор превращаться! Это то разнообразие, которое не излишне, а дает композитору большую свободу самовыражения. Мне как дирижеру невероятно интересно участвовать в театральном процессе. Таких полноценных ощущений одной по-настоящему проживаемой истории, пожалуй, не может дать ни одна симфония. Синтез искусств сам по себе всегда мощнее, чем любое искусство в отдельности. А тут у нас и свет, и звук, и текст, и действие, и персонажи! Для музыкантов это колоссальное удовольствие. Взрослые артисты видят восторг зрителей и сами радуются, как маленькие дети!»

Музыкальное приключение никого не оставит равнодушным, ведь главный герой этой сказки, Балда, — лучший пример того, что из любого трудного положения можно найти выход, главное — верить в себя и никогда не сдаваться!

Илья Рейбарх: «Пушкин для меня – особенный писатель. Конечно, я читал его сказки своим детям. Кроме того, моя дочка Ева – победитель огромного количества олимпиад по литературе, в том числе всероссийских. И у нас в семье уже несколько лет идут споры. Она не любит Пушкина, а я пытаюсь ей мягко объяснить, что это уникальное явление в русской литературе. Ведь если бы не Пушкин, то русского языка в том виде, в каком мы его знаем, может быть и не было бы. Как легко, просто и образно он писал! А еще гениальное достижение Пушкина в том, что у него нет антигероев! Кстати, раньше мои дети обожали смотреть “Смешариков”. Так вот авторам этого мультфильма вручили государственную премию с чудесной формулировкой: “За создание сложных критических ситуаций без использования отрицательных героев”. Так и у Пушкина: ни одного злодея, он всех оправдывает».