Array ( [SESS_AUTH] => Array ( [POLICY] => Array ( [SESSION_TIMEOUT] => 1440 [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0 [MAX_STORE_NUM] => 10 [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0 [STORE_TIMEOUT] => 525600 [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600 [PASSWORD_LENGTH] => 6 [PASSWORD_UPPERCASE] => N [PASSWORD_LOWERCASE] => N [PASSWORD_DIGITS] => N [PASSWORD_PUNCTUATION] => N [LOGIN_ATTEMPTS] => 0 [BLOCK_LOGIN_ATTEMPTS] => 0 [BLOCK_TIME] => 0 [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной. ) ) [SESS_IP] => 18.226.93.209 [SESS_TIME] => 1713252386 [BX_SESSION_SIGN] => 8c5d1328a902adb12833e7ac01f334af )
Размер шрифта: Маленький Средний Большой Цвет сайта: Ч Б С
Обычная версия

09 июля

Журнал «Музыкальная жизнь» о втором концерте фестиваля «Лето. Музыка. Музей»

Журнал «Музыкальная жизнь» о втором концерте фестиваля «Лето. Музыка. Музей»
«Лето. Музыка. Музей» – такое название летнего фестиваля на территории музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим» парадоксальным образом отсылает нас к закону классического триединства времени, места и действия. Как же работает простейшая аллюзия в нашем случае? Летнее время для проведения фестиваля академической музыки выбрано в соответствии с форматом. Концерты проходят под открытым небом, насыщая зеленый ландшафт подмосковной Истры серьезной и совершенно не развлекательной музыкой.

Логика соответствия всех трех факторов – вопрос дискуссионный. К сожалению, в нашем русском самосознании летние вечера на открытых площадках все еще невольно ассоциируются с различными «выхлопами» поп-культуры, в то время как на Западе классические open air давно стали привычным явлением.

Но так ли универсальны выбранные варианты времени, места и действия? Тут уже действует универсальная «магия» Владимира Юровского: сложно представить, кто бы еще мог заставить слушать в относительно экстремальных погодных условиях музыку Шостаковича, которая требует концентрации и интеллектуальной работы.

Владимир Юровский вместе с Алиной Ибрагимовой решились исполнить Концерт № 1 для скрипки с оркестром. Права была Сьюзен Зонтаг, когда говорила, что «интерпретация – это месть интеллекта искусству». Разумеется, нам стоит понимать это шире, а не буквально.

Можно сколько угодно спекулировать программными подтекстами четырех частей Концерта Шостаковича: исполнение Ибрагимовой и Юровского принципиально от них очищено, оно на другом уровне и вне клише. Музыканты решили непростую задачу самым подходящим способом, примерно как должно бы быть с прочтением сочинений Баха (не зря в «Пассакалии» есть отсылки к интонационному строю его музыки): сыграли партитуру ритмически точно, внятно и строго, и без злоупотребления палитрой эмоциональных средств. И только такая интеллектуальная «месть» искусству в данном контексте была способна спровоцировать живую эмоцию.

Текст — Сергей Буланов

Подробнее — на сайте журнала «Музыкальная жизнь»