Новости
09
июля
Журнал «Музыкальная жизнь» о втором концерте фестиваля «Лето. Музыка. Музей»
«Лето. Музыка. Музей» – такое название летнего фестиваля на территории музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим» парадоксальным образом отсылает нас к закону классического триединства времени, места и действия. Как же работает простейшая аллюзия в нашем случае? Летнее время для проведения фестиваля академической музыки выбрано в соответствии с форматом. Концерты проходят под открытым небом, насыщая зеленый ландшафт подмосковной Истры серьезной и совершенно не развлекательной музыкой.
Логика соответствия всех трех факторов – вопрос дискуссионный. К сожалению, в нашем русском самосознании летние вечера на открытых площадках все еще невольно ассоциируются с различными «выхлопами» поп-культуры, в то время как на Западе классические open air давно стали привычным явлением.
Но так ли универсальны выбранные варианты времени, места и действия? Тут уже действует универсальная «магия» Владимира Юровского: сложно представить, кто бы еще мог заставить слушать в относительно экстремальных погодных условиях музыку Шостаковича, которая требует концентрации и интеллектуальной работы.
Владимир Юровский вместе с Алиной Ибрагимовой решились исполнить Концерт № 1 для скрипки с оркестром. Права была Сьюзен Зонтаг, когда говорила, что «интерпретация – это месть интеллекта искусству». Разумеется, нам стоит понимать это шире, а не буквально.
Можно сколько угодно спекулировать программными подтекстами четырех частей Концерта Шостаковича: исполнение Ибрагимовой и Юровского принципиально от них очищено, оно на другом уровне и вне клише. Музыканты решили непростую задачу самым подходящим способом, примерно как должно бы быть с прочтением сочинений Баха (не зря в «Пассакалии» есть отсылки к интонационному строю его музыки): сыграли партитуру ритмически точно, внятно и строго, и без злоупотребления палитрой эмоциональных средств. И только такая интеллектуальная «месть» искусству в данном контексте была способна спровоцировать живую эмоцию.
Текст — Сергей Буланов
Подробнее — на сайте журнала «Музыкальная жизнь»
Логика соответствия всех трех факторов – вопрос дискуссионный. К сожалению, в нашем русском самосознании летние вечера на открытых площадках все еще невольно ассоциируются с различными «выхлопами» поп-культуры, в то время как на Западе классические open air давно стали привычным явлением.
Но так ли универсальны выбранные варианты времени, места и действия? Тут уже действует универсальная «магия» Владимира Юровского: сложно представить, кто бы еще мог заставить слушать в относительно экстремальных погодных условиях музыку Шостаковича, которая требует концентрации и интеллектуальной работы.
Владимир Юровский вместе с Алиной Ибрагимовой решились исполнить Концерт № 1 для скрипки с оркестром. Права была Сьюзен Зонтаг, когда говорила, что «интерпретация – это месть интеллекта искусству». Разумеется, нам стоит понимать это шире, а не буквально.
Можно сколько угодно спекулировать программными подтекстами четырех частей Концерта Шостаковича: исполнение Ибрагимовой и Юровского принципиально от них очищено, оно на другом уровне и вне клише. Музыканты решили непростую задачу самым подходящим способом, примерно как должно бы быть с прочтением сочинений Баха (не зря в «Пассакалии» есть отсылки к интонационному строю его музыки): сыграли партитуру ритмически точно, внятно и строго, и без злоупотребления палитрой эмоциональных средств. И только такая интеллектуальная «месть» искусству в данном контексте была способна спровоцировать живую эмоцию.
Текст — Сергей Буланов
Подробнее — на сайте журнала «Музыкальная жизнь»